Суббота, 04.05.2024, 07:43
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мәдениет » Қассиетті қара шаңырақ

Благодатная юрта казахского народа
29.06.2013, 15:51

До наших днем ​​казахский народ донес свою древнюю культуру, в том числе сохранил юрту основное жилище тюркских народов.

Казахи относились и относятся к юрте КПК К священному имуществу »с уважением и почитанием. Значение юрты огромно. В свое «время Ч.Валиханов отметал, что в ХП-ХИ1 вв. даже названия государств - Алтын орда (Золотая орда). А к орда (Белая орда). Кок орда (Синяя орда) - были связаны именно с юртой.



Юрта - это передвижное сборное жилище, изготовленное из дерева, кошмы, войлока, тростника »выделанных шкур, отделанное украшениями, изготовленными из металла (серебра). Всемирно известные ученые и искусство веды, оценивая смекалку степных жителей, на всесоюзных и между народных этнографических выставках давали высокую оценку творчеству казахского народа.

В 1861 году некий Ал мае привез юрту на Всемирную этнографическую выставку в Париж и получил приз. В 1876 году Мейрам-хажы Жанайдарулы (главный батыр Кенесары-хана, сын Жанайдара) доставил юрту в Петербург, а в 1890 году Ибраим Адилов показал юрту на выставке в Казани. В 1872 году хан Бокейской Орды Жангир подарил юрту российскому царю Николаю 1, чему царь был очень рад (А. Маргулан). Писатель Чингиз Айтманов писал, что видел казахскую юрту в одном из западно европейских музеев. В музеях Гамбурга и Франкфурта-на-Майне (Германия) и в настоящее время экспонируются наши юрты, вызывая интерес европейцев к культуре казахов.

Когда-то знаменитые ханы, бии и баи проводили праздники в своих ордах (больших юртах). Самые известные среди них: ак орда (ак белый) Абылая в Кокшетау, 24-створчатая орда Чингис-торе (створки состоят из красиво изогнутых, складывающихся решетчатых стен); орда Тезек-торе в Семиречье, юрта Самырат-бая в Иргизе. О них сложены легенды, и таких юрт было немало. Казахи не жалели своего состояния ради красивой юрты, ведь именно юрта олицетворяла культуру и достаток владельца.

Тока Байсакал, один из самых богатых людей и Младшем жузе, выдавая дочь замуж, для приданого заказал юрту. Известный этнограф и ученый Машхур Жусуп Копейулы так описывает это событие: «Когда дочь Байсакала перешагнула порог орды Салака, став его снохой, у нее было пять юрт (отау) золотой шатер, прислуга. Купольные жерди (уыки)

ее юрты (отау) ставили. сидя на лошадях. Верхняя и нижняя части остова (кереге) были украшены серебром, на жерди каждое отверстие под шнур также украшало серебро, острие жерди. купольные отверстия и поперечные перекладины были инкрустированы драгоценным металлом ».
Юрты, как свидетели народного богатства и изобилия, были уничтожены во время войны, коллективизации, перехода к оседлому образу жизни. Выше упомянутую отау дочери Байсакала сожгли. Орда Самырата была изъята и разобрана. Многие юрты бесследно исчезли в смутные времена.
В XX веке значимость бесценного наследия казахской культуры - юрты - снизилась. Вместо добротных сооружений появились кос-как изготовленные, некачественные, покрытые черным хромом, служащие из более двух лет подобия казахских юрт. Со временем стало стираться из памяти и само понятие «святой очаг».

Начиная с 90-х годов XX века, после того как Казахстан стал суверенным государством, появилась возможность вновь обратиться к истокам национальной культуры, возродить юрту как национальный символ в жизни казахов. Почитание святых духов наших предков, проводимые в их память достойные поминки и годовщины, возросшая роль национальной культуры изменили взгляд на юрту. На праздниках стали выставлять не лозунги, флаги и портреты, а юрты во всей своей красе, украшенные работами мастеров искусств, и организовывать спортивные соревнования. К примеру, в начале 90-х годов, в дни чествования Абылай-хана, батыров Кабанбая, Богенбая, Шакшака Жанибека, Бухара-жырау, великого Абая, акына Жамбыла поставили сотни юрт, за лучшую из которых был назначен приз. Всех поразила своей красотой и убранством тургайская юрта. 06 этом помнят до сих пор. В 1991 году впервые в Кокшетау на поминках Абылай-хана была вставлена ​​12-створчатая юрта, позже ее объем был увеличен на 18 створок. Тургайская юрта была вставлена ​​в 1992 году на Всемирном курылтае казахов, в 1993 году - на празднике Есет-батыра. на поминальном асе батыра Шакшака Жаннбека, в 1994 году - на юбилее великого казахского поэта Абая. Эта юрта получила немало призов.



Изготовлением юрты занимались жители древнего Торгая: аким Жангельдинского района Жакан Косабаев и местное население, земляки Ахмета Байтурсынова, всеми уважаемые Ансаган Конкабаев и Болганбай Койшин.

Эту юрту можно назвать началом казахской орды XX века. Высота ее 8 метров. в ней свободно вмещаются несколько сот человек. Войлок для нее был изготовлен из шерсти белых полугадовалых ягнят. Внутри орды выставлен утварь, одежда, снаряжение казахов, Дастархан для гостей ломился от разнообразие национальной еды н напитков. Все убранство юрты было изготовлено в национальном стиле вручную. Сидящие по краю сказители (жырау). юные девушки, подобные степным газелям. н жигиты. подобные соколам. дополняли «историческую картину» Побывавшем в этой юрте представители казахской интеллигенции, государственные деятели Халифа Алтай, ЕАхххтбект М.Сапжеқ У.Жаннбсков, К.Сагалнев. М.Козыбаев.
М. Жатдасбеков. Ш.Муртаза. А.Кекилбаев. Ф.Онгарсынова, С.Жунусов, Ш.Шаяхметхмя зарубежные гости были поражены красатой и убранством юрты. Необходнмо отметитъ огромный вклал девушек н жсенщин аула Ахмета Байтурсынова. продемонстрировавших свое мастерства тонкость н изящество изделий ручной работы. Торгайская орда - достояние культуры и искусства не только одного аүла. Но и всего казахского народа.
Категория: Қассиетті қара шаңырақ | Добавил: Zhantik
Просмотров: 2386 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код *: